Читаем дома




Как отбить у ребенка любовь к чтению?
По Сети гуляет видео, на котором мальчик, скорее всего первоклассник, описывает ужасы новой для него, школьной реальности.
«Сижу, башкой своей ломаю эти знания, сижу, пишу руками!», - рыдает ребенок в отчаянии.
Почему современным детям так трудно дается обучение? Почему все чаще слышатся мнения, что школа готовит в завтра методами прошлого? Почему привычные методы обучения стали давать сбой? Можно ли воспитать потенциального читателя терпением или как навсегда отбить любовь к книгам?

Первый и основной навык, который необходим юному ученику в школе – овладение осознанным чтением. Очевидно, что без этого навыка обучение другим дисциплинам просто невозможно. Но все больше детей не выполняют нормативов техники чтения, все ниже показатели осознанности прочитанных текстов. 

Современных детей зачастую учат чтению, вырабатывая навык простым понуждением. Типичная картина мирного вечера в семье первоклассника: слегка охрипшие родители и заплаканный ребенок над книгой.

Да, нас всех учили подобными методами, но мир изменился, изменился настолько, что теперь подобные принуждения не просто недостаточны, а вредны.

Нас не окружал информационный бум, в те далекие времена книга была и единственным источником информации, и советчиком - другом, и самым желанным развлечением, и даже средством повысить собственную самооценку.

Может ли книга сейчас конкурировать в среде, где в изобилии продукты, созданные профессионалами – манипуляторами с единственной целью – завладеть вниманием? Смотреть динамичный мультик, уйти в виртуальную игру или с упорством первобытного человека высекать из непонятных знаков смысл? Думаю, что предпочтения очевидны.

Информационно-рекламный бум породил еще одну беду – недоразвитие устойчивого, произвольного внимания. Как следствие, проблемы с мыслительными операциями.

Частая отвлекаемость, утомляемость, невозможность концентрации на предмете, все это признаки проблемы, которую окрестили «клиповым восприятием».
За непроизвольное и произвольное внимание отвечают разные группы нейронов. Непроизвольное, возникающее спонтанно, как реакция на неожиданное, возникает от возбуждения отдельных нейронов. Это физиологическая система защиты от неожиданностей. Именно работу этих нервных клеточек-провокаторов постоянно стимулируют рекламщики, создатели современных мультиков, удерживающих малышей пестротой картинок, яркими звуками, частой сменой кадров.
А произвольное внимание вызывает тоненькая сеточка нейронов, покрывающая кору головного мозга. Именно работа этой сеточки, ее активность, позволяет развивать мыслительные операции, получать знания.

В мире, где все сверкает, мелькает, шумит, завлекает, мире, где тишина стала почти невозможной, развить эту сеточку крайне трудно.

Но, увы, это не все, чем современные дети отличаются от нас.
Время монофонии прошло. Мир, заполненный множеством шумов, какофония, не способствуют развитию слуха, умению вычленять отдельные звуки, что тормозит и развитие фонематического слуха, практический багаж, с которым дети должны приходить в школу, чтобы потом из хорошо знакомых «кирпичиков» - звуков, слов, строить лексические формы.

И это еще не все. Современные дети гораздо меньше общаются. Запертые у мониторов, они просто физически говорят гораздо меньше.  Виртуальное общение не стимулирует детей к коммуникациям, к речи. Словарный запас крайне скуден, что потом скажется на распознавании  прочитанных слов и поиске смысла. Но главное, артикуляционный аппарат тоже сильно страдает при недостатке общения. Как итог – торможение чтения при «вялом» язычке и т.д.

Далеко не полный перечень причин, которые мешают успешному усвоению техники чтения.

Современное обучение чтению – это диагностика проблем, комплекс занятий, направленный на их устранение, «хитрые» способы чтения, развивающие осознанность прочитанного, устранение реверсного (реверсивного) чтения и проч.

А пока родитель (педагог) читают нравоучения о пользе чтения и принуждают к очень сложному, для современных детей, занятию, мы будем слышать: «Сижу, башкой своей ломаю эти знания…». И червоточинка ненависти к книге будет набирать силу…







ЧИТАЕМ ДОМА 

Почитайте дома ПЕСЕНКА В ЛЕСУ
Яков Аким
Гуляла девочка в лесу
Погожим утром ранним.
Сбивала прутиком росу
На ягодной поляне,

Венки пахучие плела
Да землянику ела...
Гуляла девочка в лесу
И потихоньку пела:

«Свети нам, солнышко, свети!
Легко с тобой живётся.
И даже песенка в пути
Сама собой поётся.

От нас за тучи-облака
Не уходи, не надо -
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады.

Послушай песенку мою:
Свети с утра до ночи!
А я ещё тебе спою,
Спою, когда захочешь....»

Вертлявый зяблик из гнезда
Головку тотчас свесил.
Кто-кто, а зяблики – куда
Охотники до песен!

Певун дослушал до конца,
Встряхнулся хлопотливо
И залился, и залился
С высоким переливом:

- Эй, слушай все, кто есть в лесу,
Я песню новую несу!

«Свети нам, солнышко, свети,
С тобой встаём мы рано.
Высоко, песенка, взлети
Над лесом, над поляной!

С утра я солнце cтepeгy -
Я петь в потёмках не мoгy».

* * *

Спросил eгo колючий еж:
- Какую песню ты поёшь
Так радостно и звонко?
Пожалуй, песенку твою
Пойду-ка я сейчас спою
Племяннику ежонку.
Гляди, с дружком, как два клубка,
3най кувыркаются с пенька.

Тут дядя ёжик засопел
И песенку такую спел:

«Свети нам, солнышко, свети,
Не уходи за тучки!
На ярком солнце у ежей
Быстрей растут колючки».


3а дядей оба малыша,
Носами чёрными дыша,
Пропели песню снова.

Какой там голос у ежа
Почти что никакого.

Стучится песенка чуть свет
В дома лесных соседей.
3а песней ёжиковой вслед
Раздался рёв медведя:

«Све-ти нам, сол-ны-шко! Люблю,
Коrда ты светишь шибко.
Легко под солнцем я ловлю
В воде прозрачной рыбку.

С утра пораньше нас буди -
Пойдём за рыбой свежей,
Не то проспит, Toгo гляди,
Семья моя медвежья!»

* * *
А ближе к вечеру бобёр
Бобрятам мягкой лапой
Глазёнки сонные протёр.
Куда так рано, папа?
Мне нынче зяблик у пруда
Пел песенку на ветке.
Ох, дайте вспомнить... вот беда,
3абывчив стал я, детки!

«Свети нам, солнышко, свети
Над речкою высоко!
Нору древесную налей
Тягучим сладким соком.

Пускай не любим мы жары,
Милее нам прохлада,
Но чем зимою без коры
Прокормятся бобрята?..»

И в самом деле, без коры
Не проживут зимой бобры.

* * *

А рядом, в тинистом пруду,
Уставясь друг на дружку,
У старой цапли на виду
Расквакались лягушки:
«Напрасно пущена молва,
Что солнце нас тревожит.
Лягушка изредка - ква, ква -
Лягушка изредка - ква, ква -
Погреться любит тоже!»

* * *

Роса ложится на траву.
В лесу вечернем тихо.
Чу, журавлёнку своему
Курлычет журавлиха:
«Свети нам, солнышко, свети,
Проснувшись утром рано!
Пока ты здесь, не улетим
На юг, в чужие страны.
Зимой тоскуют журавли
И лета не дождутся
Скорей бы из чужой земли
В зелёный лес вернуться...»
Над лесом месяц проглянул
И выплыл понемноrу.
Под песню мамину уснул
Сыночек длинноноrий.

* * *

...Ночь незаметно подошла.
Спускаются туманы.
Роса прохладная легла
На тёмные поляны.
Спят на болоте журавли.
Ежат угомонили.
Лишь гулко ухает вдали
Ночной разбойник филин.
3акрылись чашечки цветов.
Деревья спят и птицы.
Но встанет солнце - и готов
Весь лес стряхнуть росу с кустов,
Ожить и распуститься.

* * *

...Гуляла девочка в лесу
Погожим утром ранним.
Сбивала прутиком росу
На ягодной поляне,
Венки пахучие плела
Да землянику ела...
Гуляла девочка в лесу
И всю дорогу пела.
Глядит, далёко забрела
Да и устала малость.
Пора. И девочка ушла.
А песенка осталась.
Листва и звонкий ручеёк,
Что падает на камень,
Поют по-своему её
С лесными ветерками.
А там и травы и цветы
Услышат отзовутся...
Пришлась бы песня по душе,
А голоса найдутся.

* * *

Случится, в солнечный денёк
Ты в лес уйдёшь поглуше
Присядь попробуй на пенёк,
Не торопись... Послушай.
...Шумит листва. Шуршит трава.
Не умолкают птицы.
Родник в траве журчит едва,
Спеша на свет пробиться.
Как будто всё поёт вокpyг
Про солнце в поднебесье...
Послушай, маленький мой друr,
Не та ли это песня?

·       Обязательно включите в ежедневный режим дня вечерние чтения. Чтение развивает и обучает ребёнка. Из книг он узнаёт о мире. Обогащается его словарный запас. Речь становится более образной, богатой. Малыш учится вслушиваться в речь окружающих людей. Развивается его слуховое внимание и восприятие, что очень важно для успешного обучения.  Совместное чтение сближает родителей и ребёнка.
·       Ребёнок должен слышать различные произведения: сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки. Короткие стихи старайтесь заучивать, сопровождая слова движениями. Можно совместно делать к стихотворению схематичные рисунки, что поможет быстрее запомнить и легче воспроизвести стихотворный текст.

·       Обсудите с ребёнком прочитанное произведение. Пусть он ответит на ваши вопросы, оценит поступки героев, попробует пересказать текст с вашей помощью.




·       Можно читать произведения крупные, с продолжением. Пусть ребёнок каждый вечер ожидает продолжение истории.

·       Читая, обязательно называйте автора произведения. Ребёнок должен запомнить таких авторов, как Агния Барто, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм и других. Знакомьте ребёнка с золотым фондом мировой детской литературы, не лишайте его этого богатства – знакомства с чудесными произведениями, которые значительно обогатят и разнообразят жизнь малыша и ваше с ним общение.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий